Маркировка рекламы: актуальные вопросы

С 1 сентября 2022 года начали действовать новые положения об обязательной маркировке и учете интернет-рекламы: теперь любая реклама, размещаемая в Интернете, должна быть маркирована, а вся информация о ней должна быть передана в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), оператором которой является Роскомнадзор. При этом на данный момент правовые акты не охватывают все спорные вопросы маркировки рекламы – ответы на некоторые из них еще предстоит получить в виде дополнительных разъяснений от Роскомнадзора.

В настоящее время тема широко обсуждается, поскольку таких пояснений требуется немало. При этом новые пояснения и правовые акты появляются регулярно, что в иной раз вносит существенные изменения. Именно поэтому юридическое сообщество дает свои экспертные комментарии с целью истолковать применение закона о маркировке рекламы в Интернете, которая в первую очередь регулируется ст. 18.1 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). В нашем материале разберем дискуссионные моменты, которые возникают по вопросу маркировки рекламы при размещении ее в Интернете, а также рассмотрим новые разъяснения со стороны ФАС России, Роскомнадзора и экспертов юридического сообщества.

Что такое маркировка рекламы?
Маркировка подразумевает присвоение оператором рекламных данных идентификатора рекламы, размещение отметки «реклама» и информации о рекламодателе на креативе – изготовителе или продавце товара или услуги. Без маркировки распространение рекламы в Интернете не допускается (ч. 16-17 ст. 18.1 Закона о рекламе). Также на рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем и операторов рекламных данных (ОРД) возлагается обязанность по предоставлению либо обеспечению представления в Роскомнадзор информации о распространенной в Интернете рекламе.

В закон о рекламе были добавлены следующие термины:
ЕРИР – реестр интернет-рекламы, оператором которой является Роскомнадзор;
ОРД – оператор рекламных данных, агрегатор, который передает сведения в ЕРИР;
ОРС – оператор рекламной системы, рекламная сеть (например, ЯндексДирект, ВКонтакте, myTarget);
токен – числовой идентификатор, который будет присвоен ОРД;
креатив – рекламное сообщение;
маркировка рекламы – указание обозначения «реклама» на всех видах креативов.
«Вконтакте», который является одним из ОРД1, подробнее разъяснил, что маркировка – это токен или уникальный идентификатор рекламного объявления. Он зашифрован в виде буквенно-цифрового кода в ссылке, по которой пользователь переходит с креатива на сайт рекламодателя. По нему можно определить ОРД, который выдал токен на креатив, а также конечного заказчика рекламы.

Как разъяснил другой ОРД «Яндекс», маркировка рекламы включает 4 основных действия:

Подачу информации о конечном заказчике перед размещением рекламы.
Получение токена – уникального идентификатора рекламного объявления, присваиваемого оператором рекламных данных для каждого креатива.
Добавление пометки «Реклама» ко всем креативам.
Подачу остальной информации о рекламе и участниках цепочки в соответствии с подзаконными актами, включая детализацию акта с рекламной системой по актам заказчиков.
При этом ФАС России отдельно разъясняла, что размещение любой рекламы в Интернете должно сопровождаться именно пометкой «реклама», использование иной пометки не предусмотрено. В добавление к пометке должно быть указание на рекламодателя или сайт/страницу сайта, содержащие информацию о рекламодателе (ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе).

Передавать в ОРД для отправки в ЕРИР следует целый перечень сведений: подробный список содержится в Распоряжении Правительства РФ от 30 мая 2022 г. № 1362-р.

Как разъясняла ГАРАНТ.РУ адвокат (Адвокатская Палата Ростовской области, № 7387) Анна Салютина, до введения поправок схема размещения рекламы выглядела так:

Рекламодатель→Агентство→Рекламная сеть→Интернет

Теперь все поменялось и схема выглядит следующим образом:

Рекламодатель→Агентство (ОРД передает сведения в Рекламную сеть, после ОРД передает в ЕРИР)→Рекламная сеть (ОРД передает сведения в ЕРИР)→Интернет
Если рекламодатель решить размещать рекламу самостоятельно, то ему следует напрямую обращаться в ОРД.

Главный вопрос: что признается рекламой в Интернете?

Нововведения о маркировке рекламы в значительной степени подогрели интерес общества к закону о рекламе, так как продвижением товаров и услуг занимается весь бизнес. Увеличилось количество запросов в антимонопольный орган с просьбой разъяснить об отношении той или иной информации к рекламе – об этом сообщила начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина в рамках конференции SEAMLESS Legal «Рекламное право 2022».

В соответствии с законом, информация является рекламой, если подходит под следующие критерии (ст. 3 Закона о рекламе):
 распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
 адресована неопределенному кругу лиц;
 направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

https://www.garant.ru/

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять